Традиционные итоги года, товарищи. В этот раз - только музыка и книги, ибо кино из моей жизни выпало, похоже, всерьёз и надолго. Зато музыки стало реально много, в этом году я даже не смог выбрать десятку лучших альбомов, поэтому...
ТОП-15 АЛЬБОМОВ 2017 ГОДА (с 15 по 11 прикрепляю в комменты)
15. ТИГРАН АМАСЯН - "An Ancient Observer" (Армения, piano jazz/post-bop)
Редко могу выдержать целый альбом сольной фортепианной музыки (тем более неакадемической), но здесь именно такой случай. То интеллигентно, то душа нараспашку. То рвано, то единым полотном. То минималистично, то по-барочному витиевато. Амасян - мощь.
14. DIALETO - "Bartok in Rock" (Бразилия, progressive rock)
Никогда не любил рок-каверы академических вещей, ибо в большинстве случаев всё сводится к попытке "добавить барабаны к Моцарту". Но это ж Барток! Да ещё полный набор моих любимых "Румынских танцев". Да ещё сам Дэвид Кросс из King Crimson со своей безумной скрипкой засветился в первом треке. В общем, заинтриговало. Послушал - и не пожалел. Конечно, не так могуче, как хрестоматийная ELP'овская переигровка Хинастеры, и тем не менее - очень достойно.
13. УРОЧИЩЕ МОЖЕРЬ - "Скорбью незримой... Ведогонь" (Россия, ritual ambient/drone/ethnic)
Каждый трек полнится немытой, нечёсаной первобытной энергией. Никакой развесистой клюквы нет в помине, это ни в коей мере не очередное музыкальное фэнтези на неославянские темы, это тревожный, гудящий, потусторонний саунд, в котором обертоновые дудки, струнные и искажённый вокал почти постоянно ведут свои линии, связанные скорее интуитивно, чем тонально. Этот подход отражён даже в названиях треков, где слова связаны на уровне образов. Музыка не пытается стать приятной и ласкающей слух более чем на несколько секунд подряд, и она хороша в этой своей искренности. Возникает ощущение даже не гармонии, но ПРИСУТСТВИЯ гармонии - некой внутренней и труднодоступной, как полянка псилоцибиновых грибов в дремучем ночном лесу.
12. KUBIKMAGGI - "Things" (Россия, avantgarde jazz)
Добротный современный джаз, модернистский, но с чувством меры и прекрасного. Звуковые полотна чаще разреженные и созерцательные, чем плотные. За фортепиано, кстати, Ксения Леонидовна Фёдорова - дочь того самого из АукцЫона, да. Редкие вокальные всплески принадлежат ей же.
11. ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - "Военные куплеты" (Россия, RIO/avant-prog)
Свежак от одной из самых интересных (имхо, конечно) отечественных групп. Рок-в-оппозиции образца 70-х, из ассоциаций - Henry Cow, ранний Univers Zero и не самый ранний Заппа. То есть, в общем-то, всё тот же Вежливый Отказ, напористый, мелодично-шумный и саркастично постмодернистский.
10. CIRCLE - "Terminal" (Финляндия, avantgarde metal/post-rock/krautrock)
Весьма интересная работа от дико плодовитого финского коллектива. 32 альбома за 26 лет - это вам не в тапки дела делать. Тем удивительнее, что при таком количестве материала этот самый материал оказывается качественным и достойным погружения.
9. DVANOV - "For Gathering Dust" (Россия, psychedelic rock/stoner/dark folk)
Американский юг, неожиданно для самого себя переехавший в российскую глубинку и пребывающий в небольшом шоке по этому поводу. То просчитанно, то нарочито небрежно. Мелодично, психоделично, разнообразно.
8. REX BELL TRIO - "Last Impression - Tribute to Emerson, Lake and Palmer" (США, contemporary jazz/jazz-rock)
Замечательные, на мой вкус, джазовые каверы Эмерсона, Лейка и Палмера, относящиеся к оригиналу вроде и бережно, но без придыхания, позволяющие себе привносить собственное прочтение. Яркий пример - моя любимая ELP'овская "C'est la Vie", где хор соблюдает меланхолию оригинала, ударные и бас делают что-то моторное, а клавиши выступают мостом, связывающим два берега. Барток, кстати, опять где-то рядом: ранее трио Рекса Белла записывало джазовые прочтения его "Микрокосмоса".
7. PALLBEARER - "Heartless" (США, doom metal)
Чистокровный дум от последователей Black Sabbath, Candlemass, частично My Dying Bride и Cathedral. Без дэтовых наслоений, что нынче редкость. Медленно, печально, красиво, осмысленно. Забористый высокий вокал немного напоминает что-то среднее между Оззи и Мессией, что дополнительно доставляет.
6. SOUL ENEMA - "Of Clans and Clones and Clowns" (Израиль, progressive metal)
Разнообразная, хорошо сыгранная и юморная прогрессивная тяжесть от русских эмигрантов в холиленде. Много ближневосточных мотивов и неожиданных стилистических ходов.
5. MIKE STERN - "Trip" (США, jazz-rock/fusion)
Альбом в духе лучших фьюжновых образцов, включая оные от самого Майка. Кое-где (особенно во втором треке) почувствовался Майлз Дэвис. Кроме самого Штерна, на альбоме жгут такие крутые перцы, как Виктор Вутен, Рэнди Брекер, Билл Эванс (не тот, а этот, конечно же), Ленни Уайт и прочие. Кстати, Штерн записал альбом, едва оправившись от тяжёлых травм - немолодой уже дядька умудрился переломать обе руки, когда бежал за такси. Так что дважды респект за удачный трип.
4. DEEP PURPLE - "inFinite" (Англия, hard rock)
Первые же аккорды альбома заставили улыбнуться - тёмно-фиолетовые словно вернулись в 1972-й. Но в самоповтор не скатились. Альбом плотный, тяжёлый, блюзовый, насыщенный мелодиями и крутыми клавишами Эйри, которые, думаю, одобрил бы и Лорд, светлая ему память. А Гиллан хоть уже и не может того, что мог полвека назад, но берёт другим - зрелостью, что ли.
3. DIABLO SWING ORCHESTRA - "Pacifisticuffs" (Швеция, avantgarde metal/swing revival)
Едва ли столь же сильно ждал какой-либо альбом этого года. Отсылки к барочной классике и романтизму, эстраде середины XX века, диско 80-х, кантри, не говоря уж о традиционном для безумных шведов свинга под разнонаправленные металлические риффы. Ребята творят, что хотят.
2. LUNATIC SOUL - "Fractured" (Польша, progressive rock)
Сайд-проект Мариуша Дуды из Riverside. Атмосферно, музыкально, свежо. Электроники много, но она минималистична и хорошо подчёркивает мелодические решения, которые во многом реализованы с помощью вокала. Вовремя подключается весьма вкусный саксофон. Категорически красивая прогрессивщина вне жанровых рамок.
1. THE TANGENT - "The Slow Rust Of Forgotten Machinery" (Англия/Швеция, progressive rock/heavy prog)
Действительно, очень эклектичный прог. Здесь и чуть ли не Dream Theater'ные прог-метальные запилы, и мелодические пассажи в духе золотой эры Genesis, и басово-клавишные пляски Ozric Tentacles, и космос от Gong, и джаз-рок с намёком на Soft Machine. В последних двух бандах, кстати, работал текущий духовик группы Тео Трэвис. Даже паре кусков панкухи и замечтавшейся электроники хватило места. Альбом настолько музыкально информативен, что я лично воспринял его целиком в пару заходов. Целая рок-опера, и посодержательнее прошлогоднего Dream Theater.