Имя известнейшего московского журналиста Дмитрия Шавырина хорошо знакомо тем, кто однажды выбрал для себя в качестве компаса в мире современной музыки страничку "Звуковая дорожка" в "Московском комсомольце", а позже вместе с Дмитрием стал постоянным читателем его детища - вкладки "Джокер", начавшей выходить в "МК", потом существовавшей при газете "Вечерний клуб", а затем вернувшейся в "Комсомолец". И тем приятней получить крайне положительный очерк Дмитрия с отзывом на наш новый альбом. Оригинал рецензии опубликован на странице "Газета Джокер" - https://www.facebook.com/groups/633532913349049/permalink/1462927000409632/
Команды со Святой Земли (Израиля) всегда в прог-роке занимали почетное и достойное место. Причем еще с начала 70-х. Но в этом году ряд групп уж точно задают тон в мировом прогрессив-роке. Это, прежде всего, третий альбом Subterranean Masquerade (первые два выходили в России на лейбле MALS). И вот недавно весьма любопытным (а главное сильным) диском отметилась группа Soul Enema, выпустив свой второй CD „Of Clans And Clones And Clowns“ (2017), о котором мы уже писали в "Джокере" анонсируя его (искать инфу можно через "поиск". Коллектив из Израиля Soul Enema, в котором играют и наши бывшие соотечественники, за 15 лет своего существования выпускает всего лишь второй студийный альбом, причём в совершенно обновлённом составе. И на этот рах самостоятельно, не прибегая к услугам лейблов -кровососов. Кроме идейного лидера и вхохновителя проекта, клавишника и композитора Константина Гланца (Constantin Glantz) в нынешнем составе - новички. Как описывает в своём интервью лидер команды стиль группы, она исполняет "нечто гибридно-слоёное: oт АВВА до Заппы, от King Crimson до King Diamond", а "участники нашего нового альбома географически разбросаны от Нидерландов до России". Далее Костя говорит: "Это – второе пришествие прогрессив-рока образца 1969 года. Наша музыка расширяет границы стиля и отправляется в неизведанное, плюс мы не относимся к себе слишком серьёзно". Сам Константин, кстати, как раз из России - родился в Санкт-Петербурге. На этот раз, создавая альбом, он в качестве почётных гостей пригласил Арьена Лукассена ( (Arjen Lucassen – Ayreon), Йосси Сасси (Yossi Sassi (ex- Orphaned Land, Yossi Sassi Band), а также Сергея Калугина и Юрия Русланова (Оргия Праведников). Обложку рисовал небезызвестный Вася Ложкин, а первая композиция „Omon Ra“, посвящённая космической тематике, написана под впечатлением одноимённого рассказа Виктора Пелевина и сдобрена фрагментами передач советского радио. Кстати, об обложке сразу. Она, пожалуй, единственное "слабое звено" альбома. Прог-роковые диски так точно не оформляют. Если бы ребята вовремя сообразили бы и обратились к Эду Юницкому (Ed Unitsky), то может быть на диск обратили бы внимание и в этом году на Prog Award в категории Best Debut Album, как это уже было с их дебютником 2009 года "Thin Ice Crawling". Диск хотя тогда и не взял награды, зато попал в Топ 20 Prog Archives 20 Best Records of 2010 chart и был выпущен в России на MALS (по лицензии MUSEA). Но вернемся к новому альбому. Пусть будет Вася Ложкин на обложке, но сама музыка на альбоме - никакого отношения к "русскому року" (в кавычках) отношения не имеет. Зато много отсылок к творчеству упомянутых выше King Crimson ("Cannibalissimo Ltd.", "The Age Of Cosmic Baboon" с попытками копировать гитаристом Yoel Genin фрипповскую манеру игры), закономерно присутствуют ближневосточные (точнее, типичные для Израиля) мотивы (но без злоупотребления ими) и даже хардовые моменты, используется очень разнообразный инструментарий (помимо всяких восточных дудок это, например, бузукитара (bouzoukitara) - гибрид бузука и гитары, изобретённый Йосси Сасси). В нескольких песнях есть что-то от SPARKS или Gentle Giant. Ну и, конечно же, уже давно ставшие почти традиционными для прогрессив-рока флейты и скрипки. Не без этого. Отдельные композиции великолепны: это почти хитовая (по проговым меркам, естественно) "Breaking The Waves" - финальная баллада "Eternal Child" (как раз с участием Лукассена) и трилогия, посвящённая гибели Аральского моря, вступление к которой совершенно неожиданно напомнило „Tears Roll Down“ Tears For Fears. Но все-таки, первый альбом "Thin Ice Crawling" звучал свежее, аутентичнее и тем самым порой напоминал работы австрийцев Angizia. А на "Clans…“"как будто была поставлена задача соединить воедино как можно больше влияний, из которых сформировалась музыка Гланца. Что же до новой вокалистки, то, безусловно, шикарная блондинка Ноа Груман (Noa Gruman) обладает мощнейшим голосом, широченным диапазоном и колоссальными техническими возможностями, особенно заметно проявляющимися в конце первой части "Aral Sea". Но прежняя вокалистка Ирена Шерр (Irene Sherr) пела более необычно и искренне, что ли… К тому же новый альбом уж слишком продолжителен, и это неминуемо обрекает его на то, что заданная высокая планка качества не может выдерживаться на протяжении всего хронометража. И всё же "Clans…" - пока одна из самых ярких проговых работ этого года. ***НЫНЕШНИЕ ПОЗИЦИИ В ЧАРТАХ: ProgArchives top 2017 albums: - #7, RateYourMusic top 2017 for Progressive Rock releases: - #21. РЕЙТИНГ - 5/5 rating album от издания Metal Music Archives.
Ознакомление/приобретение: https://soulenema.bandcamp.com/